Главная / Бизнес и власть / Платные информационные услуги «бьют по карману» заемщиков

Платные информационные услуги «бьют по карману» заемщиков


Полная стоимость кредита (ПСК) с учетом сопутствующих платных информационных услуг занижена в 1,5-2,5 раза. Такие выводы содержатся в исследовании «Рынок финансовых услуг: Как защитить права потребителя», проведенном Международной конфедерацией обществ потребителей (КонфОП).

ПСК высчитывается по формуле, установленной ЦБ, и учитывает все обязательные платежи заемщика по кредитному договору. Банки обязаны прописывать ПСК в договорах и уведомлять клиентов о ее размере до заключения договора.

При этом, как показало исследование, менее трети кредиторов — 29% — предлагают бесплатный способ уведомления о кредите без подключения дополнительных электронных средств. В 74,4% заемщикам предлагаются дополнительные услуги. В частности, банки берут комиссии за предоставление отчета по счету карты (по почте, электронной почте, в офисе банка), информацию о доступном лимите по карте, получение выписки через банкомат и за СМС о просрочке.

В связи с незнанием потребителями своих прав, КонфОП выступает с инициативой внести в законодательство необходимые поправки, чтобы учитывать платные информационные кредиты в расчете ПСК, раскрывать клиентам состав и структуру платежей, из которых складывается ПСК.

В ходе исследования КонфОП проанализировала условия кредитных договоров по кредитным картам и кредитам наличными 25 крупнейших розничных банков, а также займов 25 микрофинансовых организаций (МФО).

Комментарии ЭКСПЕРТОВ



Буханов Алексей (Директор по маркетингу и продажам, МФО «Честное слово»)

Считаю, что кредиторы­ могут достаточно зар­абатывать на процента­х, предоставляя заемщ­икам качественный кре­дитный продукт, а сво­евременное информиров­ание клиента о необхо­димости совершить пла­теж, погасить долг и ­т.п. – это зона ответ­ственности кредитора ­и его операционные ра­сходы, которые не стоит ­перекладывать на плеч­и заемщиков, еще и по­ многократно завышенн­ой цене. Обычно такие схемы ис­пользуют банки, котор­ые в своих рекламных ­материалах заявляют, ­что выдают кредит под­ N процентов, а в ит­оге, с учетом дополни­тельных услуг, — смс-­уведомления и т.п. — стоимость использован­ия заемных средств по­вышается в сравнении ­с заявленной первонач­ально. Такое отношени­е к клиентам просто н­е этично. По моему мнению, оплата допо­лнительных услуг также не дол­жна "прятаться" в ПСК­, ведь тогда заемщик не узнает, что дополнительно платит за уведомления. Онлайн-сервис микрокр­едитования «Честное с­лово» выдает микрокре­диты строго в предела­х рассчитанной ПСК дл­я нашей категории зай­мов. Бизнес-модель на­шей компании не предп­олагает никаких допол­нительных комиссий дл­я клиента. Исключение могут составить услуги наших партнеров: например, за пользование терминалом "Элекснет" при погашении займа придется заплатить комиссию, но этот способ является опционным. М­ФК "Честное слово" регулярно проводит ­бесплатное смс-информ­ирование заемщиков о дате погашения займа,­ так как мы хотим предупред­ить появление задолже­нности у граждан и ка­к следствие – роста д­олга и начисление неу­стойки.



Пермяков Алексей (Директор, ООО БРУКС кредитный консультант)

Кредиторы продолжают вводить потребителей в заблуждение, навязывая условно добровольные услуги.
В полную стоимость кредита необходимо включить все (любые) комиссии по обслуживанию кредита, стоимость личного и/или коллективного страхования, смс-информирование и все возможные сопутствующие и предложенные банком в связи с предоставлением кредита услуги.

Из потребителей делают дураков, которые вынуждены на следующий после выдачи кредита день снова идти в банк и писать заявление на отказ от платных услуг смс-информирования, отказ от страхования. Кредиторы выдумывают всякие хитрости, пряча условия в общих правилах, к которым необходимо присоединиться.

Очень важно в расчёте ПСК отталкиваться от выдаваемых заёмщику денежных средств, а не от суммы предоставленного займа/кредита.

На словах ни один банк не признается, что страхование является существенным условием выдачи кредита, в том числе потому, что это будет нарушением антимонопольного законодательства или кабальной сделкой. По факту, если стоимость страхования не включать в ПСК, то с клиента могут содрать в среднем 20%, включив сумму страхования в тело кредита. В итоге, реальная стоимость кредита в разы больше, декларируемой по стандартам регулятора.

Источник

Поделись новостью!

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*