Не все из них делают машины красивее.
В год перемен с особенным придыханием считаются дни до презентаций и тестов. Особенно когда интерес то и дело подогревается красивым рисунками и рендерами, основанными на новом регламенте. Машины образца 2017 года должны были стать шире, ниже, агрессивнее, элегантнее, компактнее в задней части, а значит — и красивее.
Час Х настал, и мы погрузились в мир жесточайшего разочарования. Далеко не все новинки удовлетворили наши эстетические чувства.
Акулий плавник
Самая бросающаяся в глаза деталь. Когда-то правила специально переделывали для того, чтобы этот элемент пропал с болидов и не уродовал их внешний вид. Плавник не всем по душе, так стоит ли все-таки его внедрять в конструкцию шасси?
Из-за более низкой посадки заднего антикрыла для баланса болида необходимо его стабилизировать. Прежде всего это важно для быстрых виражей, в которых важна максимальная прижимная сила. Но при сильных порывах ветра плавник будет действовать уже как парус и ловить все нежелательные воздушные потоки. При этом вызывает вопросы и его взаимодействие с DRS, ведь плавник при движении по прямой будет мешать воздушному потоку сходиться позади кожуха моторного отсека и двигаться единым фронтом к антикрылу. По идее, вместо одного сильного воздушного течения DRS будет иметь дело с двумя послабее, и эффективность системы упадет.
Логично, что в таких случаях размер плавника будет варьироваться от трассы к трассе, и вообще может служить топорным решением «на первое время», пока команды не изобретут чего-то интереснее.
Различные носовые конструкции
Половина команд не стала экспериментировать и пошла по эволюционному пути, доведя старые носы с «отростками» до требований нового регламента. Некоторые пошли путем «Мерседеса» прошлого сезона (сама команда-чемпион и «Торо Россо»), однако эти решения тоже не новы. Но были и те, кто разработал что-то необычное.
Например, «Форс-Индия» глубоко переработала идею своих уникальных «ноздрей». Пусть техники и уверяют об улучшении аэродинамических свойств, но выглядит их конструкция как неприличное ругательство из 2014-го. «Рено» просто повесила уникальные боковые крылья традиционный нос. В «Макларене» сделали целых три прорези в креплении антикрыла для более эффективного распределения воздушного потока, однако другие команды не спешат копировать это решение. А «Ред Булл» вовсе представил самую странную носовую часть — шутки про пылесос теперь снова актуальны, – которая позволяет «ловить» больше воздушного потока, что для болида RB13 очень важно (ведь особенность этого шасси в том, что его зад приподнят, а нос клюет вниз).
«Ступеньки»
Еще один очень заметный аспект, который не нравится фанатам «Формулы-1» и любителям прекрасного. Да, не все команды повинны. Но когда смотришь на тот же болид «Форс-Индии», становится попросту больно. Впрочем, технический директор команды Энди Грин уверяет, что неуклюжее решение пришлось использовать из-за определенной философии подвески: коромысла никак нельзя было разместить ниже, и потому инженерам пришлось пойти на изнасилование наших глаз.
При этом остальные, понимая, что нельзя найти изящное решение по устранению «ступеньки», пытаются придумать компромиссные решения: «Макларен», «Мерседес» и «Рено» делают выемки, а «Феррари» и вовсе проработали эту часть сильнее остальных и установили крылышки и «рожки», перенаправляющие поток не вверх (как при ступеньке), а по бокам, к понтонам.
Небольшие воздухозаборники
Когда только началась эра турбированных гибридов, команды одна за другой «радовали» огромными воздухозаборниками для охлаждения силовой установки. Появлялись серьезные опасения за аэродинамику, но со временем все встало по местам: силовая установка и ее охлаждение решают. В нынешнем сезоне из-за возросшей ширины болида появилось больше возможностей лучше подумать об охлаждении, пусть и не без ограничений со стороны регламента. Тем более, что дистанция трассы с полным газом только увеличивается, а значит, растет и нагрузка на двигатель.
Но вопреки этой логике практически все команды значительно уменьшили свои воздухозаборники, а «Феррари» и вовсе выкатила какой-то минималистический вариант. Конечно, «жетонную» систему отменили и мотористы вольны были переделывать силовые установки по своему усмотрению, а значит, и могли серьезно изменить компоновку и охлаждение. Но, тем не менее, такой тренд вызывает серьезные опасения. Как долго турбодвигатели небольшими воздухозаборниками продержатся в жарком климате Малайзии или Сингапура?
Но хотя бы на внешний вид таких решений жаловаться уж точно не хочется.
Уникальные дефлекторы и аэродинамика понтонов
А вот и хорошие новости для тех, кто всегда мечтал видеть абсолютно разные болиды с несовпадающими решениями. Здесь мы не просто видим разнообразие носов и передних антикрыльев – каждый конструктор выкатил собственную систему дефлекторов, «арок» или других аэродинамических элементов: «рога» у «Мерседеса», агрессивные дефлекторы у «Форс-Индии» и изящные – у «Ред Булл».
Но самое главное — все конструкции разные, и непонятно, какие из них смогут безболезненно скопировать конкуренты. Например, решения «Феррари» выглядят очень своеобразно, и если они заработают — другим придется постараться, чтобы нагнать Скудерию.
Изменить такую важную деталь в одночасье нельзя. Так что кто лучше спроектировал — того и тапки, как минимум в первых Гран-при.
Изменения заднего антикрыла
Их стало много. Помимо регламентированных, а также успешно стянутых у «Торо Россо» «лувров» мы увидели как и возвращения, так и новинки. Из старого снова приветствуем «обезьянье сиденье» на болиде «Форс-Индии» и «Заубера» – еще один сомнительный аэродинамический элемент. Другие команды не стремятся переносить такое на свои машины. Напротив, чемпионы представили Т-образное небольшое антикрыло, которое появилось и у «Феррари». Раньше его не использовали из-за высокого положения основного, но теперь в нем появился смысл — некоторый минимальный выигрыш в прижимной силе оно дает.
Вместе с тем идея «лувров» получила продолжение. У некоторых команд антикрыло крепится к болиду пластиной, в которой сделано много разрезов. Таким образом достигается существенное улучшение взаимодействия крыла и диффузора, но и конструкция становится хрупкой. Чтобы это компенсировать, такие команды как «Ферарри» (которые пока не представили эти прорези, но их заднее антикрыло не выглядит боевым) усилили конструкцию вторым поддерживающим пилоном. Если антикрылья с прорезями не начнут ломаться от малейшего контакта или порыва ветра — то, возможно, мы увидим, как на них перейдут и остальные.
Петельки на «воротнике» кокпита
Вот и привет пилотам от нового регламента. Увеличивающиеся перегрузки требуют от гонщиков дополнительных усилий, и, возможно, не все к этому готовы прямо сейчас. Например, на болиде «Уильямса» можно заметить петельки на «воротнике» кокпита, который снимается, когда гонщик выбирается из машины. Они нужны для того, чтобы крепить на тросиках шлем пилота и помогать ему удерживать нужное положение для борьбы с перегрузками. Является ли это чисто тренировочным решением, или по ходу сезона все больше команд станет этим пользоваться — пока неизвестно.
Фото: Global Look Press/Hoch Zwei/ZUMAPRESS.com; facebook.com/WilliamsF1Team; redbullracing; forceindiaf1; ScuderiaFerrari
Автор