Александр Дорский – о матчах прошедших выходных.
5 неожиданных решений
Выход в старте «Амкара» Анене
Последний раз в стартовом составе «Амкара» в матче РФПЛ Чума Анене появлялся еще 15 октября, а всего с тех пор форвард провел на поле во всех турнирах всего 140 минут. В игре с «Зенитом» Гаджиев выпустил Анене с первых минут.
Анене – лучший игрок «Амкара» по среднему количеству выигранных верховых единоборств за матч (2,3), по этому показателю Чума заметно опережает и Прокофьева, и Шиндера, и Бодула. Защитники «Зенита» в текущем сезоне не раз в решающий момент встречи проигрывали борьбу вверху (последний пример – домашняя игра с «Андерлехтом»), поэтому решение Гаджиева выглядело очень логично. По ходу матча норвежский нападающий был не слишком заметен, но голевую передачу (при этом – головой) сделал он – на 33-й минуте Анене перепрыгнул Нету и скинул мяч на Гиголаева, который забил единственный мяч в игре.
Кроме того, Гаджиев не побоялся вместо дисквалифицированного Зайцева выпустить третьим центральным защитником опорника Огуде, и в целом Фегор с опекой Дзюбы справился.
Баляйкин – один из пяти защитников «Томи»
После сокрушительного поражения от «Ростова» в предыдущем туре Валерий Петраков решил перейти на 5-4-1. К малоопытными Митереву и Осипову в центр обороны был добавлен Баляйкин, до этого ни разу не игравший на этой позиции. Эксперимент провалился по всем направлениям – армейцы довольно легко растягивали оборону гостей, а сам Баляйкин при атаках ЦСКА пытался действовать персонально, оставляя свою зону свободной.
Маурисио на правом фланге обороны «Спартака»
Ещенко неудачно провел матч предыдущего тура, и перемены на краю обороны москвичей напрашивались, однако выбор Карреры удивил. На флажке зимнего трансферного окна «Спартак» пополнил Тигиев, способный действовать на обоих флангах, но итальянский специалист доверил место в старте Маурисио. Бразилец в нескольких матчах первого круга уже действовал на непрофильной позиции, и тогда ему явно не хватало атакующих навыков. Так произошло и на этот раз.
Маурисио очень осторожно шел вперед, довольно редко оказываясь у штрафной «Анжи». Левый фланг у махачкалинцев работал плохо (Яковлев был заменен уже в перерыве, а заменивший его Хубулов запомнился лишь одним опасным проходом по лицевой), поэтому в этой игре спартаковцам требовались игроки, больше ориентированные на атаку. На 68-й минуте Маурисио уступил место на поле Ещенко.
Гацкан вместо Граната
По большому счету, Бердыеву было некем заменить вылетевшего до конца сезона Граната – Гуйе не прижился в Ростове и был отпущен спустя полгода после прихода в команду, а Кудряшов пропускал встречу с «Тереком» из-за небольшого повреждения (тем не менее, и Гранат, и Кудряшов чудесным образом попали в заявку). Место левого центрального защитника занял Гацкан, однако из-за слишком низкого расположения футболистов команды Рахимова молдованин часто выступал в качестве четвертого центрального полузащитника. Грозненцы были слишком пассивны в атаке (ни одного удара в створ за весь матч), поэтому Александр мог спокойно участвовать и в розыгрыше мяча в начальной стадии атаки, и даже подключаться ближе к финальной трети поля.
Александров – левый латераль тульского «Арсенала»
Болгарин – новая фигура для РФПЛ, но за плечами Александрова есть матчи на групповой стадии Лиги чемпионов в составе «Лудогорца». Тогда Михаил действовал на правом фланге атаки, но после переезда в Тулу пока его используют лишь слева. В матче с «Уралом» Александров закрывал всю левую бровку. На фоне Вергары (номинально центрального защитника), который располагался на этой позиции в матче 18-го тура, болгарин выглядел активнее в атаке, но эффективности от его игры было немного – ни одного точного кросса, всего 1 обводка и 1 передача под удар. За креатив во второй части сезона у «Арсенала» будут отвечать Бурмистров и Кирилл Комбаров.
3 проблемы
Трудности «Спартака» в продвижении мяча без Глушакова
Возвращение после дисквалификации Куинси Промеса, а также повреждения Дениса Глушакова и Луиса Адриано заставили Массимо Карреру вносить в состав одни из самых серьезных изменений за время работы тренера в России. Схема «Спартака» номинально осталась прежней (4-2-3-1), но на деле построение москвичей заметно отличалось от того, что мы видели ранее.
Зобнин составил пару с Фернандо в опорной зоне, Промес отправился налево, Попов расположился под Зе Луишем, а место справа во втором матче подряд занял Самедов. Такая формация сильно осложнила жизнь «Спартаку» в позиционном нападении до перерыва. Фернандо привычно опускался к центральным защитникам для начала атак, но вариантов для продвижения мяча у бразильца было немного.
Причины две: 1) Попов находился слишком близко к Зе Луишу, практически не опускаясь к центральному кругу в поисках мяча; 2) Промес в отличие от Зобнина (когда Роман действует слева) редко уходил в полуфланг в средней трети, предпочитая либо оставаться на бровке, либо открываться в финальной трети. В результате у «Спартака» возникали огромные разрывы между парой Фернандо-Зобнин и Поповым, а Промес часто закрывал зону для Комбарова или был перекрыт защитниками «Анжи».
Одна из самых неудачных формаций «Спартака» по ходу первого тайма. После перевода мяча с левого фланга от Комбарова к Таски, Кутепов и Сердар оказались в одной точке – Фернандо автоматически потерял одно предложение в правом полуфланге. Попов находится далеко от центрального круга, а Зобнина перекрывает Будковский. У Фернандо остается два варианта: либо пас на Маурисио, либо перевод на левый фланг. Бразилец выбирает второй и отдает неточную передачу.
Во многом из-за отсутствия Глушакова и перевода Промеса налево со сдвигом Зобнина в середину и связан катастрофически низкий для Фернандо процент точности передач в первой половине встречи – 76% (против 86% в среднем по сезону). Попов лишь 4 раза за тайм коснулся мяча в районе центрального круга на чужой половине, а Промес совершил всего 3 касания в левом полуфланге в средней трети до перерыва.
Слабость левого крыла ЦСКА
Травма Щенникова и слабость соперника армейцев в 19-м туре предполагали, что Гончаренко выберет гораздо более атакующий вариант состава, чем на игру с Зенитом. Место в старте получил Тошич, но встреча с Томью сербу откровенно не удалась.
Зоран был слишком прямолинеен – он почти всегда уходил к лицевой и подавал в штрафную. Парой форвардов у ЦСКА в этом матче были Ионов и Витиньо, поэтому навесы были нецелесообразны (4 неточных кросса у Тошича с игры), а обыгрывать Дмитрия Сасина 7-й номер армейцев пытался просто за счет скорости, не применяя дриблинг (1 неудачная попытка за 90 минут).
Единственная попытка обыгрыша Тошичем в матче с «Томью» хорошо характеризует ограниченность Зорана.
Тошич получает мяч на бровке, Сасин теряет равновесие. Перед Зораном открывается свободная зона в середине – все полузащитники «Томи» отыграны от эпизода, а Митерев явно не успевает подстраховать партнера.
Что происходит вместо резкого смещения в середину:
Тошич останавливается, а Сасин занимает удобную позицию для отбора. Коридор в центре по-прежнему свободен, но Зоран предсказуемо пробрасывает мяч во фланг под левую ногу, и защитник Томска выбивает мяч в аут.
Конечно, за спиной Сасина (то есть, вариант, избранный Тошичем) есть свободное пространство, но действия латераля ЦСКА слишком предсказуемы – альтернативных проходу по бровке решений при получении мяча у него нет. При этом 20-летний Сасин на сайте «Томи» числится нападающим, а на «ВЭБ Арене» проводил свою вторую игру в Премьер-лиге.
Нехватка дополнительного полузащитника у «Рубина»
Свои лучшие матчи в текущем сезоне команда Грасии провела по схеме 4-2-3-1, при этом в атакующей группе обязательно должны были присутствовать Рочина и Жонатас, а два другие футболиста блока могли меняться.
В конце февраля Рочина получил травму и до сих пор не вернулся в общую группу. Во многом из-за отсутствия испанского хавбека Грасия перешел на игру в два форварда – теперь Канунников и Жонатас действуют почти на одной линии. Это порождает серьезные трудности для «Рубина» в части доставки мяча в финальную треть – в центре поля явно не хватает еще одного адресата для отрезающей оборону соперника передачи.
Жемалетдинов отыгрывается с Бауэром и стягивает на себя Григорьева и Афонина. Между средней линией и обороной «Оренбурга» образовывается свободная зона, но ни Жонатас, ни Ткачук ниже не опускаются. Канунников в целом верно смещается на право, но Максим оказывается слишком глубоко от центра поля – передачу на него перехватывает Полуяхтов.
«Рубин» пытался действовать против «Оренбурга» буднично – ключевая роль Мвила в центре поля, большое количество атак через Бауэра. Команда Евдокимова отлично подготовилась к выезду – Воробьев постоянно выдвигался на Мвила, вынуждая француза уходить со своей половины в центральный круг, а у пары центрбеков Самбрано – Бурлак возникали большие проблемы с началом атак, зачастую они просто перекатывали мяч друг другу. Наступление через правый фланг также не принесло успеха – Полуяхтов при помощи Григорьева не дал развернуться Жемалетдинову с Бауэром. Удивительно, что «Рубин» не стал чаще атаковать левым флангом даже после выхода Карадениза в середине второго тайма. Вместе с тем, появление Цакташа вместо Камболова улучшило связь между полузащитой и атакой – хорват нередко оказывался у штрафной «Оренбурга».
3 перестроения по ходу матчей
Чорлука – снова центральный нападающий
1 октября 2016-го «Локомотив» на последних минутах домашнего матча с «Арсеналом» ушел от поражения, благодаря голу Самедова с пенальти. Тогда Юрий Семин отрядил в нападение на заключительную десятиминутку Чорлуку, и именно Ведран заработал спасительный одиннадцатиметровый. После матча тренер железнодорожников признался: «Кто понравился из всех нападающих? Чорлука».
Во встрече с «Краснодаром» Семин повторил свой трюк – центральный защитник вновь пошел исполнять «столба», но случилось это уже на 73-й минуте. До конца матча Чорлуке удалось дважды выиграть борьбу вверху на линии штрафной «Краснодара», один раз отобрать мяч в финальной трети и еще несколько раз не давать защитникам гостей спокойно выносить мяч к центральному кругу. Все усилия хорвата оказались тщетными – «Локомотив» после перерыва заметно уступал команде Шалимова на подборах, а если игрокам москвичей и удавалось пробивать по воротам Синицына, то гости успевали блокировать удары (ни одного удара в створ у «Локомотива» после 73-й минуты).
3-1-4-1-1 от Гончаренко
После матча с «Томью» в адрес тренера армейцев полетело немало критических стрел по поводу непредоставления серьезного игрового времени молодым футболистам. Гончаренко действительно дал шанс только Чалову (вышел на поле на 75-й минуте), но выходы на замену Оланаре и Миланова были довольно логичны – Аарону необходимо набирать форму после тяжелой травмы, а с появлением на поле болгарина ЦСКА перешел на новую схему. Правда, всего на семь минут.
После замены Головина на Миланова ЦСКА с 3-1-4-2 перешел на заметно отличающиеся 3-1-4-1-1.
Самая интересная деталь в эксперименте Гончаренко – позиция Витиньо. При Слуцком бразилец атаковал исключительно с фланга, прошедшей зимой он наигрывался в качестве одного из двух форвардов, а в середине матча против «Томи» превратился в полноценного центрального хавбека.
Витиньо расположился ближе к левому флангу, откуда предпочитал смещаться в центр. По сравнению с Милановым, игравшем на той же линии, бразилец реже оказывался в непосредственной близости от штрафной гостей. При новой схеме ЦСКА провел одну неплохую атаку, но уже на 75-й минуте Витиньо покинул поле из-за повреждения, а армейцы вернулись к 3-1-4-2.
Перевод Кришито на фланг
На 70-й минуте встречи с «Амкаром» Луческу выпустил на поле Бранислава Ивановича. Ожидалось, что серб заменит на правом фланге Анюкова, который заметно подустал к середине второго тайма, однако экс-защитник «Челси» заменил Жиркова, заняв место в центре обороны, а на левый край ушел Кришито. Очевидно, что совершая такую перестановку, тренерский штаб «Зенита» рассчитывал на хороший кросс итальянца. За 20 минут Доменико совершил 5 навесов в штрафную, но ни один из них не достиг головы партнеров – ставка Луческу не сыграла.
3 тенденции
За длинные передачи в «Уфе» теперь отвечает Беленов
В первой части сезона уфимцы были одной из двух команд, наиболее часто использующих длинные передачи. Заброс выполнялся либо вратарем (Луневым или Шелией), а также центральным защитником Васиным, а Игбун и Фатаи достаточно успешно боролись за мяч вверху на чужой половине поля.
Зимой Лунев и Васин «Уфу» покинули, в команду пришел новый главный тренер, но система игры башкирского клуба пока остается прежней. Главное отличие – теперь большая часть длинных передач идет от голкипера. Новичок «Уфы» Александр Беленов в игре с «Крыльями Советов» выполнил 34 лонгболла в среднюю и финальную трети, а за тур до этого – 30 забросов. Александр Пуцко, призванный заменить Васина, сделал всего 2 подобных передачи против самарцев и 11 в матче с «Тереком» в 18-м туре.
Еще одно различие между «Уфой» Гончаренко и «Уфой» Семака заключается в кадровом выборе в середине поля – важнейшие хавбеки для белоруса (Безденежных, Обляков, Ванек), пока дружно сидят в запасе.
Диагонали Кверквелии на Виталия Денисова
Еще по матчу с «Крыльями Советов» было заметно, что в тройке защитников «Локомотива» за продвижение мяча ответственен Кверквелия. Грузин отметился несколькими точными забросами на Ари, а также прекрасными диагоналями на Виталия Денисова.
В игре против «Краснодара» Соломон выполнил четыре длинные передачи на левого защитника «Локо» и все они дошли до адресата. Такая опция будет крайне полезной для команды Семина в оставшейся части сезона, но в 19-м туре диагонали у москвичей получались во многом из-за повторяющихся ошибок краснодарцев.
В матче с «Локомотивом» в оборонительной фазе у «Краснодара» явно недорабатывал Классон, дававший Кверквелии время для подготовки длинной передачи. Кроме того, при атаке «Локомотива» справа Калешин слишком смещался в центр (хотя остальные футболисты гостей перекрывали своих непосредственных оппонентов), оставляя за своей спиной свободного Виталия Денисова. За время полета мяча Калешин не успевал вернуться на край, и Денисов беспрепятственно получал мяч.
«Зенит» и низкие защитные блоки
Питерцы в очередной раз провели неубедительный матч против команды, использующей схему с тремя центральными защитниками. Команда Луческу имела подавляющее преимущество по владению мячом (70% на 30%) и количеству ударов по воротам (19 против 7 у «Амкара»). Владение получилось стерильным, а удельный вес многочисленных ударов гостей не превысил вес попыток пермяков.
1 аномалия
«У «Терека» не было цели только обороняться и играть на ничью», – заявил Рашид Рахимов после матча с «Ростовом». Можно ли всерьез рассчитывать на большее, чем одно очко, если не наносить ни одного удара в створ, зато совершить 62 (!) выноса за матч? Андрей Семенов в одиночку сделал столько же выносов, сколько все футболисты ростовчан, а Анхель вынес мяч лишь на 1 раз меньше своего партнера по центру обороны. Абсолютный рекорд сезона.
Фото: РИА Новости/Александр Вильф
Автор