Главная / Спорт / Германия – Испания: мегапревью. Это досрочный финал?

Германия – Испания: мегапревью. Это досрочный финал?

Тактика от Лукомского и Денисова.

Матч Германия – Испания называют досрочным финалом. Обе команды финишировали первыми в группах, выглядят убедительнее других фаворитов и при этом встречаются неприлично рано.

Возможно, ярлык «досрочный финал» – перебор, но нас точно ждет очень большой матч. Давайте всесторонне подготовимся к зрелищу.

Почему матчи Германия – Испания всегда обязательны к просмотру

Германия и Испания обладают самой четкой идентичностью на уровне сборных. Обе команды – даже страны, учитывая, что одержимость начинается в академиях – сильнее остальных помешаны на структурном футболе и контроле.

В лучшие моменты – это суперсила. В худшие – ключевая слабость и готовое объяснение провала (не хватило гибкости). И все же Германия и Испания верят в этот путь сильнее всех.

С 2014-го по 2021-й была серия топ-турниров, где испанцы и немцы занимали две первые строчки по владению. Часто с отрывом:

Серия оборвалась на ЧМ-2022 по самой банальной причине – команды оказались в одной группе, а в очном матче обе команды не могут владеть 65%. Германия проиграла контроль и не успела наверстать из-за раннего вылета, хотя в двух других встречах все было по классике – 68% и 74%.

На Евро-2024 Испания и Германия – в топ-3, но уступают парадоксальной Португалии, которая играла с более оборонительными соперниками в необычном стиле. Катают мяч для обороны/подготовки навесов и прямо очень много катают (68,5%).

На дистанции 3-4 матчей возможны отклонения от топ-2 по владению, но футбольная идеология этих стран меняется лишь косметически (обсудим детали во второй части).

Испания – родина современной интерпретации позиционного футбола. Ее привез Йохан Кройфф, а переосмыслил Пеп Гвардиола.

Работавший в Ла Масии Марк Кармона компактно сформулировал азы испанских академии: «Мы уважаем три наших больших футбольных сокровища – три P: possession, position, pressing. Владение мячом, соблюдений позиций относительно мяча и прессинг после потери мяча. Именно так мы в Испании понимаем футбол».

Германия стала такой из-за влияния Пепа во времена работы в «Баварии» и волны лэптоп-тренеров, которые препарировали позиционной футбол даже глубже, чем в Испании.

«Нам повезло, что многие игроки в сборной получают выгоду от работы с Пепом. У него потрясающие идеи. «Бавария» фокусируется на полном переносе игры на чужую половину поля. У нас такие же намерения. Мы хотим максимально много владеть мячом», – говорил экс-тренер сборной Германии Йоги Лев в 2013-м.

Позиционный футбол помог золотому поколению выйти на пик, но долгосрочный эффект проявился за счет внедрения концепций на уровень академий. Возможно, тут даже перестарались.

Мартин Рафельт, тренер и сооснователь культового тактического сайта Spielverlagerung, недавно описывал проблему: «Немецкие тренеры – инженеры. Инженеры хороши в развитии прессинга, внедрении схем позиционного футбола и коллективной работы. Это естественно для нас на уровне культуры и менталитета – тут стереотипы не врут. Но мы плохо умеем развивать в игроках выдающиеся качества, поднимать их индивидуальный уровень вне контекста команды».

Возможно, именно по этой причине в сборной сейчас перебор умных техничных полузащитников, но не хватает топ-форвардов. Поиски баланса продолжаются, но базис немецкой футбольной культуры теперь такой.

На Евро идентичность Германии и Испании отражается через культуру паса. У испанцев первый турнир на любимой позиции проводит вышедший на пик Родри, а в сборную Германии вернулся маэстро Тони Кроос. Команды уверенно лидируют по точности передач и точности на чужой половине поля:

Кройфф называл вынос мяча подальше интеллектуальным поражением. Если держаться этой парадигмы, то матчи Германии и Испании – лучшее, что нам может предложить футбол сборных. Не обязательно лучшие команды, а именно лучше всех отражающие этот тип зрелищности – зрелищности, которая строится на осмысленности, контроле каждой стадии и максимальном исключении хаоса.

У Германии и Испании каждая стадия подразумевает контроль. Прессинг, построенный на качестве зонных смещений, владение через алгоритмы и геометрию заполнения поля. И, конечно, никаких автобусов.

Вот что очные матчи гарантируют с обеих сторон:

● намерение разыгрывать коротко;

● структура и дисциплинированное расположение футболистов под удержание мяча (даже если это ограничивает импровизацию);

● максимально быстрый возврат мяча (прессинг).

Нас ждет столкновение двух футбольных интеллектуалов – они сойдутся, чтобы выяснить, кто в лучшем ментальном тонусе. Кому-то нравится смотреть более хаотичный футбол – это вкусовщина, но невозможно отрицать, что в своем жанре Испания и Германия лучшие.

Даже когда команды не в порядке (как на ЧМ-2022), за таким столкновением интересно наблюдать. В этих матчах точно будет борьба смелых идей и почти исключен автобус. Сейчас же обе команды в хорошем состоянии. Возможно, это не досрочный финал, но этот матч с большой вероятностью станет пиком смелости и тактической зрелищности на Евро-2024.

Портрет Германии: фундаментальный Кроос, склеивающий Гюндоган и яркий Мусиала

Германия – системно самая смелая команда Евро. Структура позиционных атак – 3+1. При владении Тони Кроос спускается к центральным защитникам, Роберт Андрих – звено между защитой и насыщенным нападением.

3+1 редко встретишь даже у топ-клубов – слишком храбрая расстановка, можно запросто нарваться на контратаку. Большинство выбирает 3+2 – не такой доминирующий вариант, но более удобный для контроля и выгодный с точки зрения подстраховок.

Кроос – монументальная фигура. Он вернулся в сборную именно при Нагельсманне. Юлиан был главным двигателем решения: Тони рассказывал, что тренер инициировал переговоры, объяснил игровой план и важность Крооса для его воплощения. Только узнав тактические детали, полузащитник согласился.

461 пас – столько Кроос уже сделал на турнире. Внимание: у ближайшего преследователя (это Джон Стоунз) 361 передача. На 100 меньше!

На Евро нет игрока вовлеченнее, чем Кроос. Он конструирует позиционные атаки Германии. Управляет скоростью движения мяча, решает, как пойдет атака (через фланг или центральную ось), определяет, когда пора делать продвигающий пас. Он постоянно подсказывает партнерам – особенно левому защитнику Макси Миттельштедту (или Давиду Рауму): когда забежать повыше, когда спуститься и помочь с выходом из защиты.

Благодаря 3+1 Нагельсманн фактически получает трех десяток: Илкай Гюндоган, Джамал Мусиала и Флориан Виртц (против Дании вместо Виртца в той же роли вышел Лерой Сане).

Гюндоган – мастер интерпретации пространства в штрафной и перед ней. Если свободное пространство есть, он обязательно там окажется. Если свободного пространства нет, он движением утащит соперников куда надо и освободит зону для партнера.

Вот как Илкай находит свободную зону и забивает гол.

Вот как Илкай создает свободную зону партнеру – и тот забивает гол.

Мусиала – индивидуально самый опасный футболист Германии из-за уникального по скорости и технике дриблинга. Нагельсманн не ограничивает творческий потенциал Джамала: с мячом ему можно практически все. При этом Мусиала вписан в командную игру, он открывается между линиями под Крооса, или уходит ближе к флангу, если опорная зона забита, или сам спускается в глубину, чтобы начать слалом. 29 попыток дриблинга – больше на Евро только у Жереми Доку (36) и Хвичи Кварацхелии (30).

Виртц пока не так ярок – возможно, дело в невероятно трудном сезоне. 20-летний парень тащил «Байер» к чемпионству Германии, уже в конце весны казался выжатым. И все равно Виртц порой впечатляет вскрывающими пасами, он забил первый гол Евро, а его умный поиск пространства между линиями отвлекает соперников от Гюндогана и Мусиалы.

Крайние защитники в футболе Нагельсманна – не только опции фланговых доставок, но и комбинирующие игроки. У Йозуа Киммиха и Макси Миттельштедта именно такой профиль. Давид Раум, вышедший вместо Миттельштедта на Данию, более прямолинейный игрок, но тоже может поддержать фланговый розыгрыш накоротке.

Остается Кай Хавертц – для большинства самый непонятный футболист в основе Германии. Он забивает только с пенальти, не реализуя качественные моменты с игры.

Почему Нагельсманн ему доверяет?

Во-первых, Хавертца ситуативно можно назвать четвертой десяткой. Нагельсманн ценит нападающих, способных выступить в роли созидателя.

Во-вторых, Хавертц крайне динамичен для центрфорварда. Он дает большой объем открываний: за спины, в недодачу, к флангам. При этом Хавертц спокойно справляется и с ролью столба, когда надо принять длинный заброс из глубины. Сколько передач Антонио Рюдигера принял Хавертц? Очень-очень много.

В-третьих, Хавертц качественно  работает без мяча. По меркам других сборных Германия интенсивно прессингует.

При этом вопросы к Хавертцу легко можно понять. Против Венгрии при качественных открываниях он регулярно терял мяч. Против Швейцарии его смещения в якобы слабую зону Мишеля Эбишера не работали. И реализация – да, очевидная претензия, с игры он набрал моментов на 2 гола, при этом забил 0. Такой же результат только у Криштиану Роналду. Вот пока что два худших футболиста Евро по реализации.

Именно поэтому вокруг Хавертца так много споров: он полезен для сложного футбола Нагельсманна, но плох в завершении.

Какие у Германии слабости?

1. Уязвимость к контратакам

Сложнее всего было против Венгрии в первом тайме – соперник регулярно летел по флангам. Швейцария забила после быстрого выпада, несколько раз перспективно убегала, но Германия тушила угрозу – гол так и остался единственным ударом швейцарцев из штрафной. Дания пару раз тоже устремлялась в контратаки – можно вспомнить удар Расмуса Хейлундв в конце первого тайма.

Уязвимость есть, но важно не преувеличивать проблему. Нет такого, что Германия стабильно допускает выпады 4-в-3, 3-в-2, 2-в-1. Такое было в товарищеских матчах перед Евро против Украины и Греции. На Евро ситуация явно лучше. Но неприятности случаются. Они не системны, но сильный соперник способен наказать даже за одну ошибку. Швейцария так не сделала.

2. Структура 3+1 может быть слишком наивной против топ-команд

Уже против Швейцарии и Дании было видно, что Германия действует аккуратнее. Нет гигантского числа разрезающих передач и лютого контрпрессинга, как против Шотландии. Германия осознает риски. При этом структура розыгрышей остается такой же смелой, как против Шотландии. Диссонанс.

Соперники идут прессинговать, а с 3+1 не так уж просто спокойно контролировать мяч – слишком мало разыгрывающих игроков. И все же очевидно, что Германия хочет именно контролировать мяч, а не только обострять каждой второй передачей.

Так оправдана ли настолько смелая структура? Особенно против топ-команды вроде Испании. Германия вряд ли будет форсировать игру, как против Шотландии, при этом сопротивление будет явно мощнее и прессинг Испании может штормом смыть эти 3+1.

3. Центр поля в переходных фазах

Роберт Андрих – крайне агрессивный игрок при потере мяча. Если соперник отрезает его, центр поля фактически свободен. Андриха страхует Кроос, но Тони не хватает резкости и скорости.

4. Фланги защиты против скоростных дриблеров

Ни Киммих справа, ни Миттельштедт и Раум слева не выделяются именно навыками разрушения. Фланги могут быть проблемной зоной при быстрых выпадах Испании.

Чем Германия может удивить?

● Останется ли структура 3+1?

Страшновато играть с 3+1 против мощного испанского прессинга. Было бы разумно добавить дополнительного игрока на стадию розыгрышей, перейдя, например, на 3+2.

Киммих может при владении смещаться в центр к Андриху. Или же Гюндоган может спускаться глубже.

Также возможен вариант с непривычно низкими позициями крайних защитников при владении. Это точно объяснимо против Испании, где по флангам летят Нико Уильямс и Ламин Ямаль.

● Хавертц сохранит место в старте?

Все понятно: либо сохранение сложной игры, либо упрощение с забросами и навесами на Фюллькруга. Впрочем, и с самим Хавертцем можно играть в более простой футбол. Он способен быть столбом/открываться за спину.

● Кто выйдет слева в защите?

Миттельштедт – более комбинационный игрок, Раум чаще грузит в штрафную. На групповом этапе основным был Миттельштедт, в плей-офф против Дании вышел Раум. Против Швейцарии Миттельштедт принимал неоптимальные решения в атаке – возможно, изменение связано с этим.

● Виртц или Сане? Или кто-то третий?

Похожая ситуация: Виртц выходил в старте в группе, Сане – в плей-офф против Дании. Нагельсманн объяснил, что надеялся на скорость Сане против датской защиты. Сане был активен с традиционно низким КПД, Виртц здорово вышел на замену.

Теоретически с Гюндоганом и Мусиалой может выйти кто-то другой: Крис Фюрих (тоже скоростной, как Сане), Дениз Ундав (оттянутый форвард – будет уместен, если Гюндоган сыграет глубже), Томас Мюллер. Но все это менее ожидаемые опции, чем Виртц.

● Шлоттербек или Та?

И снова похожая ситуация: Джонатан Та отыграл групповой этап, Нико Шлоттербек вышел на Данию. Но с важным нюансом: Та пропускал матч из-за перебора желтых. У Та нет настолько качественного длинного паса, как у Шлоттербека, но Та мощнее в единоборствах и спокойнее в защите (спасибо Хаби Алонсо).

Портрет Испании: суперкомпьютер Родри в опорной + крылья в атаке

Испания в большом порядке. Пожалуй, это лучшая команда турнира по показанному уже сейчас. Лучший комплимент испанцам сделал тренер Албании Силвиньо: «Они могут выставить вторую команду на финал и все равно будут фаворитами».

Бразилец пояснил, что в первую очередь говорит об отлаженности и качестве механизмов: «Испания очень, очень сильна. У них много хороших игроков, которые понимают ДНК сборной. Но они также могут быть очень разными. Эта команда может убить соперника атакой, которая уместится в 4-6 секунд. Их контратаки очень быстры – раньше у Испании не было этого качества. Тактически они почти безупречны. Полузащита отлично укомплектована и быстро думает. Еще люди недооценивают, как хорошо они обороняются. Они очень быстро закрывают пространства. Изучая эту команду, я думал: «Черт возьми, может нам вообще не выходить на поле?».

Новообретенная вариативность привела к первому за 136 матчей поражению по владению – против Хорватии (46%). Серия началась в финале Евро-2008 как раз против Германии, которая все эти годы была последней командой, отобравшей мяч у испанцев.

«Возможно, раньше владение мячом гарантировало лучшие результаты, но сейчас команда обязана уметь удивлять. Важность владения зависит от рисунка матча и счета в конкретный момент», – зафиксировал тренер Луис де ла Фуэнте. Акценты в его словах показательны – Испания не переобулась кардинально и в большинстве игр тотально доминирует, но в особых сценариях готова быть другой.

Игроки предупреждали об этом еще до турнира. «Мы все еще стараемся доминировать в матчах, но теперь можем адаптироваться и больше контратаковать», – описывал изменения Микель Мерино.

«Де ла Фуэнте хочет, чтобы команда была более прямолинейной – особенно в конкретных ситуациях. Мы стараемся играть вертикальнее и меньше фокусируемся на владении ради владения. Теперь нам важно владение с целью нанести сопернику максимальный урон», – Родри.

Косвенное отражение нового образа: Испания – лидер турнира по ударам после быстрых атак (7). Обновленные принципы внедряются через привычную схему 4-3-3:

Внутри есть несколько важных акцентов. В отличие от других сборных испанцы не трансформируют структуру при владении через ложные роли. 4-3-3 можно проследить, даже когда команда с мячом. Это ведет к любопытному акценту на фланговые зоны.

Края регулярно заполняют по два игрока на флангах – акцентированный вингер, которому доставляют мяч, и крайний защитник, который поддерживает вингера своевременными включениями.

Реактивные крылья и готовность делать упор на фланги – ключевое тактическое отличие от прежней версии Испании. Главная роль в атаке у Нико Уильямса и Ламина Ямаля – их активность стала таблеткой от стерильного владения.

Оба играют в дерзкой манере – открываются за спину, идут в дриблинг, обостряют в неочевидных ситуациях, создают варианты при контратаках. Даже если игра не идет (что бывает редко), все равно рождается другая динамика: больше потерь и возможностей для контрпрессинга. Меньше перепасовок до бесконечности.

В других стадиях Испания вполне классическая. Прессинг – высокий и зонный. Розыгрыши – короткие с постоянным вовлечением Родри.

Полузащитник «Сити» максимально важен для управления игрой и расставления акцентов. «В лице Родри у нас идеальный компьютер, который администрирует все процессы, эмоции и нюансы матча, а потом выдает волшебное решение. Он помогает всем», – объяснял де ла Фуэнте. «Я обожаю смотреть футбол. Смотрю очень много. Мне легко дается понимание и чтение игры», – делился Родри.

Влияние Родри в центре помогает лучше доставлять мяч на фланги – без риска скатиться в предсказуемость. У опорника «Сити» самая высокая точность дальних передач (90%) – из всех, кто отдал хотя бы 20 таких пасов. Он резко и безупречно выбирает направление.

Из-за способности Родри в одиночку держать центр больше свободы появляется у Педри и Фабиана Руиса. Руис блистает на турнире – возникает и в своей, и в чужой опорной, творит волшебные вещи. Педри хорош в рывках до штрафной.

Какие у Испании слабости?

Пока можем вести речь только о потенциальных слабостях. Испания играет с очень высокой линией защиты – в центре располагаются Робен Ле Норман и Эмерик Лапорт (не топы, если говорить о качестве оборонительных действий). Пока Испания не встречалась с по-настоящему быстрой атакой соперника.

В топ-25 самых быстрых футболистов Евро нет никого из команд, которые уже сыграли с Испанией. Больше всего угрозы исходило от грузинской пары Хвича/Микаутадзе. Результат: гол после контратаки и еще пара хороших возможностей.

Вероятно, на этом можно сыграть еще эффективнее. Мусиала и Сане входят в упомянутый топ.

Еще одна потенциальная слабость – центральная зона при обороне на своей половине:

«В обороне я предпочитаю играть в паре. Так у меня есть поддержка и нужно покрывать меньше пространства», – признавал два года назад Родри. «Сити» без мяча играет 4-4-2. Родри блестяще освоил роль читающего игру разрушителя в этой структуре, а в Испании продолжает играть на клубных настройках, что в сочетании с провалами партнеров ведет к дырам.

Создавать моменты таким образом получалось только у хорватов, которые зажали испанцев в позиционной обороне, давя именно на центр. Если у Германии будет отрезок доминирования, такое направление выглядит перспективным.

Чем Испания может удивить?

У Испании очень четкий стартовый состав. Де ла Фуэнте может обойтись вообще без адаптаций.

Кажется, на базовых настройках Испания получит больше преимуществ – немцам придется что-то выдумывать против контратак через Уильямса и Ямаля. Возможна особая подготовка к дуэли Уильямс-Киммих.

Если все же искать потенциальные адаптации Испании, то можно выделить две.

Во-первых, более акцентированный напарник для Родри в центр, учитывая трудность матча и уровень соперника. Им может стать Мартин Субименди. В таком случае схема при обороне будет 4-2-3-1 (4-4-2) – более привычная, надежная и удобная.

Во-вторых, можно удивить соперника через выход Дани Ольмо вместо Альваро Мораты. Ольмо стартовал в качестве ложной девятки против Албании. Он помог бы лучше контролировать мяч и поставил бы дополнительные вопросы перед Рюдигером. Как играть с Моратой, понятнее. А против Ольмо? Выдергиваться или держать линию? Если выдергиваться, то Уильямс получает зону для рывков за спину.

На уровне чтения соперника подобные перестроения имеют смысл, но нельзя недооценивать сыгранность и мощь Испании в рамках основного варианта. Самым вероятным остается привычное стартовое сочетание.


Публикация, перепечатка и копирование материалов разрешено только с указанием активной ссылки на сайт GazetaVolna.ru

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан. Обязательные для заполнения поля помечены *

*