Главная / Спорт / Лыжный Терминатор

Лыжный Терминатор

Сергей Устюгов вслед за многодневкой «Тур де Ски» выиграл золото на лыжном ЧМ-2017.

В России даже в самые тяжелые времена хватало талантливых лыжников.

Алексей Прокуроров, олимпийский чемпион-88 и чемпион мира-97 – символ русских лыж конца XX века, от смерти которого больно до сих пор.

Михаил Иванов, олимпийский чемпион-2002, который мог свернуть горы, но сверкнул только пару раз.

Трудяга Сергей Крянин, призер ЧМ-2001, добившийся своего бесконечностью пота и крови.

Возможно, лучший классический спринтер в истории Никита Крюков (олимпийский чемпион-2010 и двукратный чемпион мира-2013).

Василий Рочев, чемпион мира-2005, отжигавший за десять лет до Крюкова.

Такие разные, но такие близкие в своей лыжной судьбе Александр Легков (олимпийский чемпион-2014) и Максим Вылегжанин (чемпион мира-2015).

 Не хватало такого, как Сергей Устюгов – чтобы сильнее всех. Чтобы на голову.

Он мог проснуться знаменитым еще три года назад – на следующий день после олимпийского спринта в Сочи. Сергей прорвался в финал главным фаворитом (2-е место в квалификации и выигранные четверть- и полуфиналы), но там напоролся на подкат рухнувшего шведа Маркуса Хельнера.

Тогда фамилия Устюгова для всех так и осталась биатлонной – спустя десять дней его однофамилец Евгений вместе с командой выиграл золото в эстафете.

Сергей тоже мог вырасти биатлонистом – первые шаги на лыжне он делал с винтовкой за спиной, а в гладких лыжах оказался уже 15-летним, приглянувшись кому-то из тренеров сборной Ханты-Мансийска.

«Он проходил в основной состав сборной округа по лыжным гонкам, а в биатлоне был запасным. Мы приняли с ним решение, что из хорошего лыжника всегда можно сделать биатлониста. Думали, будет готовиться несколько лет, а потом научим его стрелять. Через три года он стал чемпионом мира среди юниоров.

Поняли, что не стоит менять вид спорта. Здесь все получалось, а медали везде одинаковые. Хотя мысли о переходе в биатлон его посещали еще долго. Говорил, что хочет попробовать, но мы вовремя его остановили»,  – без золота в спринте на юниорском ЧМ-2011 первый тренер Иван Брагин мог до сих пор учить Устюгова стрелять.

Через год на втором юниорском ЧМ в турецком Эрзуруме Устюгов вообще устроил концерт – четыре победы в четырех гонках. Уже тогда его начали сравнивать с Петтером Нортугом – за габариты, могучий финишный спурт и юниорские титулы.

Потом из него долго пытались вылепить спринтера, заталкивали в группу к Юрию Каминскому, да и на Играх в Сочи кроме драматичного спринта не доверили больше ни одной гонки. Хотя годом раньше Сергей дотащил команду до эстафетной бронзы ЧМ – рядом с Нортугом, Халварссоном, Хофером. Доходило до угроз от президента федерации Елены Вяльбе – или бегаешь спринт, или ничего.   

«Не хочу быть спринтером, я универсал, – упрямо твердил Устюгов. – Лучше быть чуть выше среднего везде, чем хорошо бегать только одну дисциплину». И вместо команды Каминского сразу после Сочи отправился в группу к Изабель Кнауте и Рето Бургермайстеру, за три года сделавших олимпийских призеров из Легкова с Черноусовым.

«Мы сразу сказали, что у него такой талант, какого в жизни не видели. Это лыжник высочайшего класса, и все его преимущества надо развивать и использовать. У него есть все: функции, инстинкт гонки, скорость – все есть», – год назад ни Кнауте, ни Бургермайстер не верили в Устюгова на первом же «Тур де Ски», пророча ему три-четыре удачных гонки, место в топ-20 и банальное накопление опыта. Ту многодневку Сергей закончил третьим.

Прошлым летом мини-группа Бургермайстера и Кнауте распалась – Устюгов не любит распространяться на эту тему, но слухи о его разногласиях со швейцарцем ходили еще с прошлого года. Летом Устюгов перебрался в основную группу к немцу Маркусу Крамеру.

«Неприятно слышать, что раз ты русский и хорошо выступаешь, то, вероятно, используешь допинг. Мне не нравится, что люди так думают», – доминировать в «Тур де Ски» Устюгов отправлялся под раскаты скандальных подозрений и отстранений. И был вынужден повторять почти после каждой победной гонки  – «я не употребляю допинг и бегаю чистым».  

«Этот «Тур» я выиграл не только ради себя, но и ради тех ребят, которых отстранили от участия в нем. Парни, у нас получилось!» – наверное, еще ни одна русская победа в лыжах не была эмоциональнее январской.

И даже медали ЧМ-2017 – обидное серебро в спринте, когда легкий итальянец Пеллегрино накатил на финиш и опередил Сергея на мягком снегу, и мощное, роскошное золото в скиатлоне – только дополнение к сверхсезону.

Устюгов сегодня – новый Нортуг, новый Дэли, новый Ульванг. Он не только универсальный солдат, который искренне расстраивается после серебра ЧМ, но и пропагандист чистого русского спорта. Смотрите: я чистый, я русский, а вы меня не можете обыграть.

Устюгов сейчас настолько силен, что ему не нужны никакие медали, кроме золота. Он настолько крут, что готов рвать и Сундбю, и Нортуга, и всех шведов, вместе взятых.

Он такой один. И донести бы такую форму до Олимпиады в Пхенчхане. Очень надо.

«Я очень рад сегодня победить. Мы сделали это! Вчера я получил смс-ку от Евгения Деменьтева, где он правильно мне написал. Спасибо Женька, за такие слова. Я принял их и сделал все, как ты сказал. Сегодня все получилось.

На самом деле, когда мы пошли на последний круг, Мартин Сундбю стал делать вид, что ему очень тяжело. Но я понял, что он играет и что будет пытаться убегать. Он сделал рывок, я его поддержал. Ну и на последнем подъеме я видел, что он упал, и понял, что нельзя упускать этот шанс, надо действовать, надо дожимать себя»

Фото: REUTERS/Kai Pfaffenbach; РИА Новости/Илья Питалев, Александр Шеметов; Global Look Press/Carl Sandin/ZUMAPRESS.com

Автор 

Алексей Авдохин

Кто лучший лыжник в истории России?


Публикация, перепечатка и копирование материалов разрешено только с указанием активной ссылки на сайт GazetaVolna.ru

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан. Обязательные для заполнения поля помечены *

*