Кого или что обнаружили астрономы на просторах Галактики, а также есть ли жизнь на TRAPPIST-1.
Весьма нечасто новостям о научных открытиях удаётся вырваться на первые полосы газет, журналов и потеснить политику и котиков в лентах социальных сетей. Все мы помним, какая шумиха была вокруг бозона Хиггса, когда, наверное, не осталось ни одного человека в мире, не слышавшего хоть краем уха об этой элементарной частице.
Экзопланеты системы TRAPPIST-1. Фото: NASA
Сравнительные размеры Солнечной системы и TRAPPIST-1, зелёным цветом выделена «обитаемая зона». Фото: НАСА
Орбитальный телескоп Spitzer после выработки основного ресурса был приспособлен для поиска экзопланет. Фото: NASA/JPL-Caltech‹
›
Намного меньший резонанс получила новость о первой регистрации гравитационных волн – возможно, она оказалась не столь «гламурной», а общая теория относительности своим названием отпугивает сильнее, чем адронный коллайдер. Ведь одно дело – найти «частицу бога», пусть изначально её назвали совсем не так, а другое – зарегистрировать какую-то там непонятную волну. А может быть, всё объясняется тем, что у ЦЕРНа просто оказалась более сильная PR-служба (да-да, у учёных тоже есть свои пиарщики), нежели чем у LIGO. В любом случае, NASA удалось переплюнуть их обоих, признавшись, что они обнаружили инопланетян. По крайней мере такими заголовками вчера пестрел весь мировой интернет.
Не знаю, какой точно процент из смотревших вчера пресс-конференцию NASA, надеялся, что вот сейчас им наконец-то скажут, что «да, они существуют», но то, что он не был малым, можно утверждать вполне определённо. Впрочем, любители занимательной уфологии остались немного разочарованы, ведь от них опять скрыли очевидное. Однако отбросим злую иронию и посмотрим, что же действительно обнаружили астрономы NASA на расстоянии в сорок световых лет от Земли?
А обнаружили они весьма интересную компанию из семи экзопланет, вращающихся вокруг красного карлика TRAPPIST-1. Вернее сказать, первые три экзопланеты были найдены ещё в прошлом году с помощью наземных телескопов, расположенных в Чили и в Марокко, а остальные – когда к поискам подключился орбитальный телескоп Spitzer. Забавно, но Spitzer попал в лапы искателей экзопланет абсолютно случайно – изначально его проектировали совсем для других миссий, однако после того, как он выработал на орбите свой основной ресурс, телескоп удалось перенастроить таким образом, что он теперь превратился в высокоточный инструмент для поиска планет за пределами Солнечной системы.
Но вернёмся к нашим экзопланетам. Не сказать, что открытые планеты – это что-то совсем из ряда вон выходящее. На сегодняшний день известно уже больше трёх с половиной тысяч экзопланет, есть среди них и те, что, как и недавно открытые, приблизительно размером с Землю, есть и системы из семи планет, есть и те, что находятся в так называемой «обитаемой зоне» – таких условиях на орбите, которые предполагают существование на планетах воды в жидком виде. Однако в случае последнего открытия, одновременно сложилось сразу нескольких факторов, которые благоприятствуют возможному существованию жизни. Впрочем, и факторов, которые могут помешать живым организмам жить долго и счастливо, там тоже хватает. Но начнём мы всё-таки с позитивных для жизни моментов.
Во-первых, экзопланеты вращаются вокруг звезды, которая относится к типу красных карликов. Хотя более известны карлики белые, существуют во Вселенной карлики и других цветов. Красные карлики – это небольшие холодные звёзды с массой не больше трети солнечной. Так, масса TRAPPIST-1 составляет всего лишь 8% от массы нашего Солнца. Красные карлики также чрезвычайно экономные звёзды – они испускают мало света, но за счёт этого их время жизни может быть несравнимо дольше жизни «обычных» звёзд. Так, если Солнце, образно говоря, потухнет через несколько миллиардов лет, то для среднестатистического карлика это просто не возраст – они могут жить и в десять, и в сто, и даже в тысячи раз дольше! Поэтому с точки зрения стабильности условий для эволюции жизни – красный карлик будет одним из лучших вариантов.
С другой стороны, маленькая масса звезды обуславливает также и маленькие орбиты всех обнаруженных экзопланет: они расположены настолько близко к звезде, что продолжительность года на них (а это то же самое, что период обращения) составляет от полутора до двенадцати дней. Их близость к TRAPPIST-1 стала следствием ещё одно эффекта – на этих экзопланетах нет смены дня и ночи, поскольку они всё время повёрнуты к звезде одной стороной, в то время как на противоположной стороне царит вечный холод и мрак.
В аналогичном положении находится Луна, обращённая к Земле всегда одной стороной, с той лишь разницей, что на обратную сторону нашего спутника свет всё-таки падает, от Солнца, чего не случилось бы, если роль светила выполняла Земля. Такая экзопланетная «однобокость», с одной стороны, была бы хороша для тех, кто живёт на светлой и тёплой стороне, но с другой – неравномерное распределение температуры по планете, а на её обратной стороне, напомним, почти что абсолютный ноль, может вызывать сильнейшие ветра, которые могут серьёзно подпортить тепличные условия. Правда это будет верным, если на планетах есть атмосфера…
А с её наличием или отсутствием пока что ничего не ясно. Пессимизма в этом плане прибавляет факт близкого нахождения планет к звезде – атмосферу, если она и была, могло за долгое время просто сдуть, как это случилось, например, с нашим ближайшим соседом Марсом. Мрачных красок в этой картине добавляет и вероятное отсутствие у экзопланет собственного вращения, что может вызвать у них серьёзные проблемы с собственным магнитным полем, которое во многом защищало бы потенциальных обитателей от вредных солнечных ветров и вспышек. Поэтому не только одной лишь температурой для существования жидкой воды обуславливается жизнь. Что же касается изучения атмосферы этих и многих других экзопланет, то большие надежды астрономы возлагают на орбитальный телескоп имени Джеймса Уэбба, который планируется вывести на орбиту в конце 2018 года и который придёт на смену орбитальному «дедушке» – телескопу Хаббла.
Что же касается главного вопроса, есть ли где-то там в системе TRAPPIST-1 зелёные человечки, то с большой уверенностью можно сказать, что нет. Даже если вдруг окажется, что хотя бы на одной из этих экзопланет есть все необходимые для органической жизни условия, жизнь всё равно не успела бы сформироваться, поскольку система TRAPPIST-1 – очень молодая, ей немногим больше полумиллиарда лет. Если брать за сравнение эволюцию жизни на нашей планете, то только на формирование несложных многоклеточных организмов у природы ушло порядка двух миллиардов лет. Так что через сопоставимое время вполне можно будет и послать на одну из этих планет сигнал, только будет ли кому…?
P.S. Желающие ознакомиться с оригиналом научной статьи, посвящённой обнаруженным экзопланетам, и убедиться в отсутствии подтверждённых контактов с инопланетным разумом, могут это сделать на официальном сайте журнала Nature.