Его заметили на МЧМ.
Одной из главных загадок советского хоккея остается биография Виктора Хатулева − первого гражданина СССР, которого выбрали на драфте НХЛ. В 1975 году «Филадельфия» потратила на Хатулева пик в девятом раунде. Информации о нем крайне мало, но что же вообще известно об этом игроке?
Скауты «Филадельфии» заметили Хатулева на молодежном чемпионате мира – он вошел в символическую сборную
Виктор Хатулев начал взрослую карьеру в 1973 году в возрасте 18 лет. Играл в рижском «Динамо», где в то время работал легендарный Виктор Тихонов − это был его первый опыт в роли главного тренера. Рижане были скромным клубом – в 73-м году только вернулись в элиту. Тогда и сверкнул молодой нападающий.
Заметить его игру в чемпионате СССР в то время было проблематично для клубов НХЛ. У них не было достаточно скаутов для отправки в другие страны, да и посылать их в Советский Союз было бы проблематично. В те времена никто бы и не стал драфтовать хоккеиста из соцлагеря, но Хатулева заметили в другом месте. На МЧМ-74 (первом в истории), проходившем в СССР, Виктор выиграл со сборной золотые медали и стал вторым бомбардиром турнира с 9 (3+6) очками.
Через год Хатулев вновь поехал на МЧМ, который проходил уже в Канаде и США. Сборная СССР опять заняла первое место, а Хатулева признали лучшим нападающим турнира и включили в символическую сборную. Скорее всего, на том турнире скауты «Филадельфии» (чемпиона того сезона) и заметили нападающего. На драфте-1975 «Флайерс» выбрали Хатулева в конце девятого раунда под 160-м номером. Он был одним из шести европейцев, кого тогда задрафтовали. В том же году на драфте ВХА его взял «Кливленд» под 116-м номером.
Интересно, что после таких успехов Виктор стал защитником. Габариты − 98 кг при 188 см роста − позволяли Хатулеву выполнять черновую работу и встречать атаки соперника. В 1977 году тренер пошел на повышение − возглавил ЦСКА и сборную СССР. Естественно, позвал Хатулева с собой, но тот не согласился.
Отказ от перехода в армейский клуб не мешал Хатулеву попадать в сборную − он дважды ездил на турнир газеты «Известия» (современный Кубок Первого канала).
Хатулев все равно забрасывал «Бостону» и играл против «Филадельфии»
До НХЛ Хатулев так и не доехал, но против американских команд все-таки сыграл. На Суперсерию-1978/79 главный тренер «Крыльев Советов» Игорь Тузик вызвал его для усиления состава. В то время нормальная практика − на то же турне в составе «Крыльев» поехали четыре хоккеиста из горьковского «Торпедо» и один из челябинского «Трактора».
Всего москвичи провели четыре матча против клубов НХЛ. Сыграли с «Миннесотой» (8:5), «Филадельфией» (4:4), «Детройтом» (4:5) и «Бостоном» (4:1). Хатулев был одним из лучших в составе «Крыльев» − забросил «Миннесоте» и «Бостону». Он все-таки сыграл на арене «Флайерс», пусть и не в ее составе. Тренировал «Филадельфию» в то время знаменитый Бобби Кларк.
Дрался с судьей, пил и завершил карьеру в 26 лет
Один из самых талантливых хоккеистов поколения имел кучу проблем с дисциплиной. В 1975 году его даже дисквалифицировали на пять лет. Версии разные − одни считают, что за пьяную драку, другие − что тот рвался в НХЛ после драфта, и так его проучили. Второй вариант, скорее, миф. Говорят, о выборе на драфте Хатулев узнал только через три года. Но дисквалификация на пять лет была, просто отменили ее гораздо раньше не без содействия Виктора Тихонова.
Хватало и мелких наказаний. На одном из международных турниров Хатулев напился с одноклубниками Хелмутом Балдерисом и Михаилом Василенком, после чего все подрались с персоналом отеля, где остановилось «Динамо». Итог: лишения звания «мастера спорта» и дисквалификация на два года условно. В 1979 году во время матча с ЦСКА Хатулев ударил линейного арбитра Михаила Галиновского после удаления за стычку с Викуловым.
«Это был несчастный случай, − вспоминал Михаил Галиновский ту ситуацию. − Хатулев попытался ударить армейца Владимира Викулова. Я-то был лайнсменом, вижу − драка начинается, и встал между ними. А Хатулев парень заводной, у него кулаки больше моей головы. Он уже замахнулся для удара и остановиться не мог. Попал, что тут говорить. Отправил меня в нокдаун, я на лед сполз по Викулову, который стоял за мной. Не сразу удалось подняться.
Меня потом Викулов благодарил: «Миша, мы с тобой молочные братья. Спас ты меня от смерти». Тот матч смотрел по телевизору Леонид Брежнев. И после матча мне звонят из Москвы − срочно возвращайся на разбор матча. В Госкомспорте было разбирательство, и Хатулева дисквалифицировали до конца сезона. Мы как-то с ним посидели в Риге, он извинился. Я, говорит, не тебя хотел ударить, а Викулова. Он же все меня свою клюшкой тыкал и тыкал».
Проблема с алкоголем − беда Хатулева. Еще на МЧМ-74 Виктора ловили «за бутылкой» с Борисом Александровым. В Риге даже дали прозвище «Фикус» − в честь цветка, который постоянно нужно поливать. Его пытались закодировать, штрафовали за нарушение режима и даже отправляли на исправительные работы.
В 26 лет, после окончания профессиональной карьеры, он постоянно менял работу. Будучи таксистом, кладовщиком, могильщиком, Хатулев не переставал пить. Накладывала отпечаток смерть жены в 1985 году. После одного из таких запоев в октябре 1994 года экс-хоккеист пропал. Его тело нашли рядом со складом − сердце не выдержало очередной пьянки.
«У него все могло сложиться в десять раз лучше, − вспоминал партнера по рижскому «Динамо» Петр Воробьев. − Думаю, он рано стал изменять хоккею, с режимом не все в порядке. Тоже смерть до срока − нашли на улице, сердце отказало. Я как раз работал в Германии, ребята-немцы мне заметку принесли: «Вы знали такого?» Как же, говорю, не знать. Играли вместе… Хороший парень был, просто отличный. Безотказность и сгубила».
Всего в чемпионате СССР он провел 199 матчей, забросил 42 шайбы, отдал 47 передач и получил 228 минут штрафа. Его дочь Кристина тоже стала хоккеисткой.