Иностранные клубы больше не нужны.
Ты помнишь, как все начиналось? Весной 2008-го, в дни зарождения новой лиги, газеты выпускали целые развороты с потенциальным развитием будущей Континентальной лиги, которая развернулась бы до Берлина и Берна. Лучшие клубы европейского хоккея заочно объединяли в отдельный дивизион монструозной КХЛ, готовившейся щелкнуть заносчивого низкорослого Беттмэна по носу. Все с восторгом ждали любые новости о расширении лиги на Запад и витали в облаках.
Сейчас, в 2017-м, когда «Медвешчак» скатился до позорища, нетипичного даже для 90-х, оставшись с двумя защитниками на конец регулярки, те фантазии вспоминаются уже с грустной усмешкой. Европейского дивизиона не получилось. Более того, даже клубы из дальнего зарубежья, что вступили в лигу, так и не стали теми, кого в них видели.
Я всегда был только «за» европейское расширение лиги. Вы ведь помните состояние российских клубов еще 5-6 лет назад? Большинство из них, обладая огромными ресурсами, даже не чесались, чтобы создать хотя бы симпатичную обложку своей деятельности: «Победы есть, в хоккей нормально играют. Чего вам еще надо?!» – примерно так строились рассуждения многих менеджеров той поры. Символом всего этого безобразия были трансляции на федеральном ТВ матчей из Магнитогорска, где лед имел безобразный оттенок детского памперса. В Магнитке божились, что на местных трансляциях лед белее снега, но над ними только смеялись.
На этом фоне зарубежные клубы виделись тем уровнем, на который должны равняться все. Тот же «Медвешчак» договаривался о вступлении в лигу, предварительно поразив всех матчем в римском амфитеатре Пулы. Ничего подобного в России не было и нет до сих пор, хотя «Адмирал» и предлагал сыграть на авианосце – не прошло. Что уж говорить про маркетинг, про HD-трансляции, про полные трибуны, самое главное – про собственный заработок клуба. То же рижское «Динамо» в первых сезонах действительно имело один из лучших показателей самоокупаемости во всей лиге.
Что мы имеем из реальных результатов к 2017-му? Наши клубы спохватились и, подгоняемые лигой, тоже начали постепенно развивать околохоккейную сторону своей деятельности. Теперь HD уже давно никого не удивишь – даже Нижнекамск, который долгое время служил пугалом в подобных аспектах.
Возьмем тот же «Медвешчак», который сегодня объявил о возвращении в австрийскую лигу EBEL. Дебютный сезон в КХЛ был действительно потрясающим, и разгром ЦСКА 7:1 в первом матче будут помнить еще долго. Классные легионеры, воссоединение тройки Лингле – Эллисон – Веске, североамериканский стиль игры и выход в плей-офф в первом же сезоне – это была бесконечная радость для глаз. Помимо этого, хорваты еще и привезли в лигу ее лучшую голевую песню.
Но радость продлилась недолго. Дело даже в не в постоянной продаже лучших игроков. Для европейского спорта – хоть хоккея, хоть футбола – это абсолютно нормально (та же продажа Ти Джея Гальярди в Нижнекамск через две недели после его подписания как свободного агента – вообще гениальная сделка, вы не провернете такой трюк даже в хоккейном менеджере). Не критикуем же мы за это «Удинезе»? Наоборот, хвалим.
Зато в околохоккейной и финансовой деятельности «медведи» оказались ничем не лучше самого банального российского клуба КХЛ. И к президенту клуба – Дамиру Гояновичу – тут много вопросов. Например, почему в КХЛ «Медвешчак» не мог играть матчи в античных амфитеатрах? Почему на 15-тысячную «Арену Загреб» в последний раз клуб заезжал еще в позапрошлом сезоне? Хотя, смотря на постепенно пустевший «Дом Спортова», понимаешь причину.
Самое печальное даже не арены,а финансовое бессилие клуба. «Медвешчак» приходил в лигу всего лишь с 181 миллионом рублей зарплатного бюджета – это был самый маленький показатель в лиге, еще меньше, чем у «Кузни». Даже с учетом того, что курс евро за это время вырос с 43 до 63 рублей – это все равно очень маленькие цифры. При этом за три года Чичу и Эллисонов в Загребе заменили куда менее именитые Мертлы и Лессио, так что бюджет не должен был значительно вырасти. Однако «Медвешчак» весь год барахтался в долгах, а Дамир Гоянович умудрился получить за них дисквалификацию – уникальный для лиги случай. То есть без российских денег хорваты не смогли окупить даже такой крохотный бюджет?
С другими клубами ситуация ничуть не лучше. «Лев» умер уже два раза, подарив нам на прощание лучший финал в истории Кубка Гагарина на лучшей арене Европы, но бюджет там был на уровне топовых клубов – 750 млн. Зато «Слован» (в 2013 – 186 млн) и Рига (в 2013 – 267 млн) точно также, как и «Медвешчак», погрязли в финансовых проблемах, и были спасены после вмешательства очередной дочки «Газпрома». Опять же вопрос – почему нельзя инвестировать свою популярность в заработки? В Словакии разве тоже кризис? Неужели без российских денег совсем никуда? Умолчим про «Йокерит» – там российское вмешательство известно и так, и они тоже терпят убытки.
Да и сами хоккейные результаты вызывают грусть. Ни один из клубов так и не стал походить на постоянного участника плей-офф. Большинство из них пофеерили первый сезон и тихо начали скатываться. Особенно грустно за Ригу – клуб, который долгое время был эталоном дешевой и качественной селекции, этой осенью был еле собран, причем в состав пришлось подписывать даже игроков из ECHL. Трибуны заметно опустели, а руководство клуба говорит о том, что людям тяжело ходить на хоккей несколько раз в неделю. Такое еще ожидаешь услышать от условного чиновника в Новокузнецке, но от латвийцев это вызывает удивление и растерянность.
У Андрея Платонова есть повесть «Епифанские шлюзы». В ней рассказывается об английском инженере Перри, который приехал в Россию петровской эпохи с самыми благими намерениями. Но невеста дома устала ждать и ушла к другому, русский климат оказался слишком суровым, местные рабочие стали болеть и бунтовать, расчеты при строительстве оказались неверны – в итоге когда-то радостный Перри закончил свой путь в России на плахе в роли государственного преступника.
Еще пару лет назад я готов был спорить с теми, кто выступал за то, чтобы «выгнать еврошлак, на который уходят наши деньги». Но теперь смысла в подобных спорах просто нет. Европейские клубы не дали толчок к развитию современной лиги, а просто вписались в наш привычный серенький ландшафт.
Добро пожаловать домой, в суперлигу. Хоккейную революцию в Европе мы не потянули.
Фото: РИА Новости/Михаил Фомичев; medvescak.com/Igor Soban/Pixsell; facebook.com/levpraha; instagram.com/peterisdunis
Автор